» Правовые нюансы обжалования действий таможенных органов в вопросах и ответах

Правовые нюансы обжалования действий таможенных органов в вопросах и ответах

12 января 2018

В данной статье отражены ответы на наиболее распространенные вопросы, касающиеся положений третьей главы Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в дальнейшем – Закон). При прочтении материала вы получите актуальную информацию относительно нормативных особенностей обжалования действий, бездействий, а также решений таможенных органов.

Вопрос: На любое ли решение либо действие/бездействие может быть подана ведомственная жалоба или в каких-то случаях необходимо обращаться в другие инстанции?

Ответ: Положения, касающиеся данного вопроса, прописаны в тридцать седьмой статье Закона. Согласно им, подавать ведомственные жалобы можно только в случае нарушений таможенного органа, допущенных в сфере его непосредственной компетентности. К примеру, при неправильном установлении таможенной стоимости груза, при ошибках в классификации товаров, при выставлении завышенных сумм таможенных платежей, при отказах в выпуске товаров и т.д.

Нарушения, предусмотренные административным и уголовным законодательством, не подлежат ведомственному рассмотрению. Исходя из этого, жалобы по таким фактам необходимо подавать в другие инстанции, уполномоченные решать соответствующие вопросы.

Кроме того, ведомственному обжалованию не подлежат решения либо действия/бездействия, касающиеся выдачи таможенным органом паспортов на транспортные средства и самоходные машины, а также связанные с оплатой утилизационного сбора. Данные функции являются для таможенного органа дополнительными и не входят в его основную компетенцию. Поэтому жалобы, касающиеся перечисленных моментов, не подлежат ведомственному рассмотрению.

Вопрос: Куда подавать жалобы на таможенный орган, основанные на нарушениях в сфере его непосредственной компетенции?

Ответ: Такие претензии следует направлять в вышестоящий таможенный орган. Оставить жалобу можно и непосредственно в том таможенном органе, в отношении которого она составлена. В этом случае бумаги будут им перенаправлены выше.

Вопрос: Подавать жалобу можно исключительно в письменной форме? Если так, то существуют ли особые требования к оформлению?

Ответ: Согласно действующим правилам, к рассмотрению принимаются письменные и устные жалобы. Суть претензий должна быть отражена на бумаге, за исключением ситуаций с упрощенным порядком обжалования решений либо действий/бездействий сотрудников таможни. Не принимаются жалобы, направленные по факсу или электронной почте. Под обращением должна присутствовать собственноручная подпись лица, права которого были нарушены, либо его уполномоченного представителя (при предоставлении документов, подтверждающих наличие соответствующих полномочий).

Вопрос: Кто имеет право выступать представителем юридического лица, направляющего ведомственную жалобу в таможенный орган? Какая документация должна быть приложена для подтверждения полномочий?

Ответ: Жалоба от имени юридического лица должна быть завизирована подписью руководителя организации либо представителем ее единоличного исполнительного органа. К претензии должны быть приложены документы, удостоверяющие служебное положение гражданина, подписавшего данное обращение. На основании доверенности жалобу также может подать адвокат, представляющий интересы организации. В этом случае к претензии должны быть приложены заверенные копии адвокатского ордера и доверенности.

Вопрос: По каким правилам следует оформлять доверенность на подачу жалоб в таможенный орган?

Ответ: Если говорить про доверенность от лица организации, то на ней должна фигурировать подпись руководителя, а также печать (при ее наличии). Представитель, подающий жалобу от имени другого гражданина или индивидуального предпринимателя, должен иметь нотариально заверенную доверенность.

В любом случае в доверенности должно быть прописано, что гражданин наделяется правом на совершение действий, предусмотренных третьей главой Закона, от имени лица, представителем которого он выступает. В доверенности обязательно должно быть отдельно отражено, что представителю дается право обжаловать решения либо действия/бездействия таможенных органов. В противном случае в рассмотрении претензии будет отказано.

Вопрос: Сколько времени дается на обжалование решений таможенного органа?

Ответ: Законом установлен трехмесячный срок. Время исчисляется с момента, когда заинтересованное лицо столкнулось с нарушением собственных прав или препятствиями в реализации своих интересов.

Вопрос: Как быть, если жалобу не удалось подать в установленный Законом срок? Существуют ли какие-то исключения?

Ответ: Жалоба может быть принята к рассмотрению и после истечения установленного Законом срока на ее подачу только при наличии уважительных причин, помешавших уложиться в отведенное время. В этом случае к жалобе должно быть приложено заявление с просьбой о восстановлении упущенного срока.

Вопрос: Какое время дается таможенному органу на рассмотрение жалоб?

Ответ: Таможенный орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца с момента ее поступления. В исключительных случаях этот отведенный срок может быть продлен еще на один месяц. При этом лицу, подавшему жалобу, таможенный орган обязан направить письменное уведомление с указанием уважительной причины продления.

Вопрос: В чем заключается упрощенный порядок обжалования решений либо действий/ бездействий должностных лиц таможни?

Ответ: Упрощенный порядок предусматривает подачу жалоб в устной форме. С устной жалобой на сотрудника таможенного органа или поста можно обратиться к вышестоящему должностному лицу. Упрощенный порядок подачи жалоб может использоваться при обжаловании решений либо действий/бездействий должностных лиц таможенного органа в ситуациях, когда совокупная стоимость ввозимых или вывозимых товаров не превышает полутора млн. рублей. Устные жалобы рассматриваются лицами, занимающими должность не выше начальника таможни. Иными словами, региональными таможенными управлениями и Федеральной таможенной службой жалобы, поданные в упрощенном порядке, не принимаются.

Вопрос: Отведен ли Законом какой-либо максимальный срок на рассмотрение устных жалоб?

Ответ: Должностное лицо таможенного органа, получившее устную жалобу, должно рассмотреть ее по существу без промедления и сразу же вынести решение относительно заявленных претензий. Максимальный срок рассмотрения не должен превышать трех часов с момента подачи устной жалобы.

Вопрос: Как заинтересованное лицо, подавшее устную жалобу, может узнать о итогах рассмотрения его претензий?

Ответ: Заявитель, направивший жалобу в упрощенном порядке, получает ответ на нее также в устной форме. Но при желании он имеет право потребовать от должностного лица, рассматривающего суть претензий, составление письменного акта. Такой акт должен содержать решение, вынесенное по жалобе, и быть подписан заявителем и должностным лицом. Подлинник документа остается в таможенном органе. Заявитель получает на руки его копию.


×

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие правила регулируют отношения между Посетителем/Пользователем/Заказчиком и Исполнителем по предоставлению Услуг.
1.2. Исполнитель осуществляет размещение на Сайте информации о предлагаемых Услугах, иной информации, связанной с деятельностью Исполнителя. Внесение изменений, в том числе в сведения об оказании Услуг на Сайте и их стоимости, осуществляется Исполнителем в одностороннем порядке без предварительного уведомления Пользователя. Информация действительна до внесения Исполнителем соответствующих изменений, если иной срок не указан Исполнителем дополнительно.
1.3. Полным и безоговорочным согласием и принятием настоящих Правил является размещение Заказчиком Заявки в порядке, установленном на Сайте.

2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ

2.1. Посетитель Сайта — лицо, пришедшее на Сайт без цели размещения Заявки. 2.2. Пользователь — посетитель Сайта, принимающий условия настоящего Соглашения и желающий разместить Заявку на Сайте.
2.3. Заказчик — Пользователь, разместивший Заявку на Сайте.
2.4. Исполнитель — Юридическое лицо, описание Услуг которого размещено на Сайте. Сведения о юридическом лице: ООО «Квазар» ( ОГРН 1142536007790, ИНН 2536276283, КПП 253601001, место нахождения: г. Владивосток, ул. Дальзаводская, 2а. Офис 218.)
2.5. Сайт — Интернет-сайт, принадлежащий Исполнителю, расположенный в сети интернет по адресу http://cc-customs.ru, где представлены Услуги.
2.6. Услуги — информационные услуги, оказываемые Исполнителем и доступные для Заявки на Сайте.
2.7. Заявка — должным образом оформленный запрос Заказчика на оказание Услуги, выбранной на Сайте.

3. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

3.1. Предоставляя свои персональные данные при отправке формы заявки на Сайте, Заказчик даёт Исполнителю своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в бессрочном порядке и в целях, указанных в настоящем Соглашении.
3.2. Исполнитель использует персональные данные Заказчика в целях:
— оформления Заказчиком Заявки на Сайте;
— обратной связи с Заказчиком.
3.3. Персональные данные, которые собирает Исполнитель:
— Номер телефона Заказчика;
— Адрес электронной почты Заказчика;
— ФИО Заказчика.
3.4. Исполнитель обязуется не разглашать полученную от Заказчика информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.
3.5. Заказчик может отозвать свое согласие на обработку персональных данных после личного обращения к Исполнителю.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Исполнитель оставляет за собой право вносить изменения в одностороннем порядке в настоящие правила. Изменения условий настоящих правил вступают в силу после их публикации на Сайте.