Свободный порт Владивосток, решение о создании которого было принято еще в октябре 2016 года, стал темой активного обсуждения заседания Дальневосточного таможенного управления. Заседание рабочей группы состоялось в формате видеоконференции, а в обсуждении вопроса приняли участие руководители таможенных управлений Хабаровска, Уссурийска, Камчатки, Находки, Сахалина и Владивостока. Роль председателя конференции выполнил Юрий Ладыгин, начальник ДВТУ.
На заседании были отмечены позитивные тенденции развития свободного порта Владивосток, такие как пунктуальное осуществление ветеринарного, фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля во всех узлах таможни, создание единого информационного пространства и реализации принципа «одного окна». Вместе с тем, руководство отметило, что далеко не все пункты принятого ранее решения согласованы с Роспотребнадзором и Россельхозпродом. Но, как отметил Юрий Ладыгин, они уже находятся в стадии разрешения.
Обсуждались и вопросы деятельности резидентов свободного порта.
На данный момент в их число входит более сотни компаний, занятых в сфере добычи и переработки морепродуктов и рыбы, логистики и строительства. Как стало известно, ни один из них до сих пор не подал заявки на использование процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ).
При этом со стороны таможенников были выполнены все договоренности по соблюдению принципа простоты проведения процедуры. Был создан портал «Морской порт», призванный обеспечить взаимодействие компаний с госструктурами, внедрены программные продукты, обеспечивающие взаимосвязь резидентов и ранее информирование. Это обеспечило простоту уведомления таможни о проведении внешнеэкономической операции – достаточно предоставить информацию однократно, чтобы она поступила во все ведомства. Кроме того, полностью создана система электронного документооборота – простая и комфортная для компаний.
«Отсутствие заявок – прямой сигнал трудностей» - решили руководители таможенных управлений. Поэтому было принято решение о выявлении слабых сторон в развитии порта Владивосток, выявлении самых значимых затруднений у резидентов, среди которых определяющим может быть и высокая стоимость оборудования ЗТК. Собранная информация послужит почвой для вынесения новых предложений и направления их в Федеральную службу таможни.