» Международные маршруты через железнодорожную станцию Забайкальск.

Международные маршруты через железнодорожную станцию Забайкальск.

Рост железнодорожных перевозок через Забайкальск

В последнее время мы наблюдаем рост железнодорожных, в том числе и контейнерных перевозок,  между Россией и Китаем. В частности, в 2016 году грузооборот через железнодорожную станцию Забайкальск находящейся на российско-китайской границе напротив города Маньчжоули впервые за несколько лет показал положительную динамику. Напомню, что именно на данный пограничный переход приходится две трети сухопутных грузов российско-китайской торговли.

Как сообщает пресс-центр ЗабЖД, рост внешнеторговых перевозок через станцию Забайкальск в 2016 году составил 11,8%. В том числе объем импорта Китая увеличился по сравнению с 2015 годом на 15,7% и составил 1,2 млн тонн, в том числе перевезено:

  • черных металлов – 168,1 тыс. тонн (+32,3% к 2015 году);
  • стали – 131,8 тыс. тонн (+35,9%);
  • строительных грузов – 55,4 тыс. тонн (-23,3%);
  • химических грузов – 44,5 тыс. тонн (-16,8%);
  • продовольственных грузов – 30 тыс. тонн (в 3 раза превышает аналогичный показатель 2015 года);
  • машин и оборудования – 23,5 тыс. тонн (-30%);
  • неметаллической руды – 19,7 тыс. тонн (+1,5%).

По словам начальника  таможенного поста ЖДПП Забайкальск Власкина Денис было оформлено 876 гружёных составов, проследовавших на территорию стран входящих в Евразийское экономическое сообщество. В 2015 эти показатели составили 704 состава.

Подобные тенденции прослеживаются и китайской стороной. В частности, по данным китайского информационного агентства «Синьхуа», со ссылкой на Управление иммиграционного и карантинного контроля автономного района Внутренняя Монголия  через железнодорожную станцию Маньчжоули в Россию проследовало 639 грузовых поездов, в составе которых было 51826 контейнеров. Это на 45%  больше по сравнению с прошлогодним показателем. Рост железнодорожных контейнерных перевозок через Забайкальск идет в русле концепции развития «Великого Шелкового пути». Китайское правительство в последние годы активно стимулирует развитие железнодорожного сообщения, которое связывало бы страны Европы и Азии. Идет развитие логистических маршрутов через территории Казахстана, Монголии и России (в том числе и через Транссибирскую магистраль).

В 2014 году, по словам первого секретаря комитета Коммунистической партии провинции Хэйлунцзян Ван Сянькуя Правительство этой провинции КНР выделило 170 млрд юаней (более $27,7 млрд) на строительство железных дорог к российской границе. В том числе и на строительство железнодорожных линий Харбин — Манчжоули. В этом плане у Забайкальска есть шанс занять свою нишу в числе ведущих перевалочных пунктов «Великого Шелкового пути».

Ускоренные контейнерные поезда

В первую очередь получают своё развитие ускоренные контейнерные поезда  из Китая  через Забайкальск либо в города России, либо города Европы. Одно из ведущих мест в организации перевозок ускоренными контейнерными поездами из Китая через Забайкальск занимает компания FAR EAST LAND BRIDGE (FELB). Контейнерные поезда из Сучжоу, Шеньяна, Чанши отправляются в Варшаву, Гамбург, Дуйсбург. Контейнеры свозятся из различных городов Китая (Циндао, Шанхай, Нингбо, Иу, Шеньжень, Гуанчжоу, и т.д.). Перегрузки на стыковочных путях с узкой колеи на широкую производятся на терминале железнодорожной станции Забайкальск, а с широкой колеи на узкую  на терминалах в Бресте (Беларусь) / Малашевичах (Польша). Сервис предполагает также последующую доставку контейнеров в Братиславу, Будапешт, Прагу, Мюнхен, Вену, Милан, Роттердам, Париж. Огромным плюсом данных перевозок является высокая скорость доставки. Транзитное время составляет 14 – 19 суток, что в два раза опережает по скорости доставку морским путем.

На этом формирование новых железнодорожных маршрутов не остановилось. В октябре 2016 года был запущен тестовый поезд из города Иу через Забайкальск в Ригу. Транзитное время по данному маршруту составило 15 суток. Далее, благодаря паромному сообщению между латвийским портом  Вентспилс и шведским портом Нюнесхамн в течение 15 – 19 часов можно отравить контейнеры в Скандинавию. Вместимость паромы Stena Flavia и Scottish Viking на данной линии, превышает 116 грузовых единиц или 150 контейнеров. Поэтому даже полный состав из Китая на Скандинавию паромный оператор может отправить за один рейс.

Непосредственно в Россию через Забайкальск действуют ускоренные контейнерные поезда из Сучжоу, Шеньяна, Гуанчжоу на железнодорожную станцию Ворсино, Калужская область. Сроки доставки составляют в среднем 14 – 17 дней, то есть превышают скорость доставки с использованием морского транспорта в два-три раза. К услугам ускоренных контейнерных поездов стали обращаться и крупные компании,  в частности Samsung Electronics. В январе 2016 года был отправлен первый контейнерный поезд из 49 контейнеров с грузом компании Samsung из Даляня в Ворсино через пограничный переход Забайкальск. За девять месяцев 2016 года данным сервисом было перевезено около 1,5 тыс. TEU товаров Samsung Electronics.

В октябре 2016 года руководство ОАО «РЖД» подписало предварительное соглашение с южнокорейской компанией Samsung Electronics о поставках товаров в Восточную Европу. Контейнеры с товарами Samsung Electronics, изготовленными на заводах в Южной Корее и Китае, будут следовать по железной дороге из Владивостока в Словакию, Венгрию и Польшу. Время доставки товаров с нынешних 35 дней по морю уменьшится до 18 дней по Транссибирской железнодорожной магистрали.

Сборные грузы

Получил развитие и сервис по перевозке сборных грузов ускоренными контейнерными поездами из Сучжоу в Ворсино и Екатеринбург. Первый сборный контейнер, следовавший по железнодорожному маршруту, прибыл в Екатеринбург 15 февраля 2016 году. Транзитное время составило 14 суток.

Стоимость железнодорожной перевозки по данному маршруту обошлась в  среднем в 3 раза дешевле авиадоставки, а по срокам — в 2-3 раза быстрее, чем на действующих маршрутах через порты Дальнего Востока с дальнейшей транспортировкой груза по Транссибирской железнодорожной магистрали. Что характерно в направлении Екатеринбурга 12 октября 2016 года был запущен контейнерный поезд из Шеньяна. Принимают грузы на контейнерной площадке парка Гипсовая станции Екатеринбург-Товарный.

Начинают получать развитие и почтовые отправления из Китая через Забайкальск.  16 октября 2016 году "РЖД-Логистика", запустила в тестовом режиме услугу доставки из Китая в Германию почтовых отправлений. К числу важных событий следует отнести соглашение между ПАО «Трансконтейнер» с китайской группой компаний Alibaba об обслуживании клиентов китайской компании 14 июня 2016 года. Как заявил, генеральный директор ПАО «Трансконтейнер» Петр Баскаков:  «Это позволит миллионам клиентов логистической платформы Alibaba получить доступ к услугам нашей компании на всей территории Китая, а «Трансконтейнеру» – существенно расширить сеть сбыта своих услуг.

Перевозка рефконтейнерными поездами

Начинает развиваться через Забайкальск и сервис по перевозке грузов требуемых температурного режима. 8 августа 2016 года был отправлен первый рефконтейнерный поезд из порта Далянь, второй 13 августа из порта Инкоу с пунктом доставки на контейнерный терминал станции Орехово-Зуево Московской области. В рефконтейнерах были фрукты и овощи из юго-восточных провинций Китая. Груз был доставлен за 16 и 11 дней соответственно. Продукция грузилась непосредственно в рефрижераторные контейнеры в провинциях Хэбэй, Гуандун, Шаньдун, Шанхай и Аньхой.

Смешанные перевозки (железнодорожные и морские перевозки) через Забайкальск

Помимо прямых контейнерных поездов из Китая через железнодорожную станцию Забайкальск в российские города, действует смешанный сервис с использованием морских перевозок. Из портов Китая контейнеры морем доставляются в Далянь или Инкоу, проходят в этих пунктах таможенное оформление на экспорт и по железной дороге отправляются до Забайкальска. Возможен вариант, когда контейнер по приходу в Инкоу или в Далянь, не проходит в данных портах таможенного оформления на экспорт, а отправляется по железной дороге в Шеньян или в Харбин соответственно, проходит там таможенное оформление на экспорт и далее отправляется по железной дороге до железнодорожной станции Забайкальск. Это вызвано тем, что стоимость таможенного оформления на экспорт в Шеньяне или Харбине ниже, чем в Инкоу и Даляне соответственно. В среднем срок доставки до железнодорожной станции Забайкальск с Инкоу и Даляня составляет 10 – 12 суток. Если таможенное оформление будет проходит в Шеньяне или Харбине, то транзитное время будет ещё больше. С железнодорожной станции Забайкальска регулярно отправляются контейнерные поезда только на железнодорожную станцию Кунцево-2, Москва. В среднем срок доставки контейнера с железнодорожной станции Забайкальск до железнодорожной станции Кунцево-2 – 7-10 суток. В остальных направлениях на данный момент формировать контейнерные поезда не позволяют количество контейнеров.

Упрощение в таможенном оформлении

Заинтересованность в увеличении железнодорожных перевозок из Китая через железнодорожную станцию Забайкальск способствует мерам по улучшению сервиса в таможенном оформлении. На железнодорожной станции Забайкальск в 2016 году была введена система предварительного электронного декларирования. Расширяется применение электронного декларирования таможенного транзита.

Данные тенденции показывают, что для дальнейшего развития  перевозок  через железнодорожную станцию Забайкальск существует огромный потенциал и можно прогнозировать их дальнейший рост.

Вместе с тем следует отметить, ряд нюансов. Самый главный плюс контейнерных поездов – скорость, при том, что стоимость железнодорожной перевозки относительно выше морской перевозки. Чтобы скорость доставки груза соблюдалась нужен ещё один важный параметр – регулярность, то есть стабильные отправки, строго по расписанию, без каких-либо задержек. Иначе теряется весь смысл перевозки железнодорожным транспортом. Зачастую, из-за недостаточного количества контейнеров, ранее заявленные контейнерные маршруты, могут фактически существовать только на бумаге и не получать дальнейшего развития. Использование смешанного сервиса, сначала морская перевозка до Инкоу или Даляня, а затем железнодорожная перевозка через Забайкальск по срокам и стоимости по ряду направлений тоже может не выдерживать конкуренции с морскими портами  Приморского края.  Сохранение тенденции на увеличение потока контейнеров через железнодорожную станцию Забайкальск, дальнейшее усовершенствование железнодорожной инфраструктуры, снижение издержек и повышение уровня сервиса в Китае и России, позволит переломить негативные моменты.